В 1892 году владельцы небольшого завода по производству фотоматериалов братья Люмьер начинают работу над аппаратом, который «оживлял» картинки. Когда съёмочный аппарат заработал, братья начали вместе снимать первые фильмы. И в декабре 1895 года братья Люмьер начали устраивать первые киносеансы.
Уже через несколько месяцев кинопроизводство запустилось и в России. Первые киноленты были документальными хрониками о жизни императорской семьи, но позже появились и игровые фильмы.
В 1907 году фотограф Александр Дранков решил основать первое в России синематографическое ателье, которое назвал «Торговый дом Дранкова». Первые фильмы были документальными, создавали хронику Первой русской революции.
Первый игровой фильм, который начали снимать на студии — трагедия «Борис Годунов» по книге Александра Пушкина. Создатели ещё не понимали, как правильно выстраивать съемочный процесс, где располагать декорации и как актерам вести себя в кадре, поэтому завершить кинокартину не удалось. В кинотеатрах картина шла в незаконченном виде, а называлась «Сцены из боярской жизни». Через год Дранков снял фильм, который считали первой короткометражкой Российской империи — «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Александр Дранков создал и первый в России детективный сериал — фильм из восьми эпизодов «Приключения знаменитой авантюристки Софии Блювштейн».
Вторую российскую киностудию основал Александр Ханжонков, отставной военный. В 1906 году он впервые посетил кинотеатр, а после этого решил на свою пенсию открыть в Москве торговый дом «А. Ханжонков и Ко». С 1909 года с Александром Ханжонковым начал сотрудничать кинорежиссер Василий Гончаров. Во время работы над одной из кинокартин Гончаров требовал снимать каждый эпизод определенное количество времени — ходил по съемочной площадке с секундомером. Тогда Ханжонков увидел необходимость в новой должности: у Гончарова впервые в истории русского кинематографа появился помощник режиссера, который контролировал процесс съемок.
В 1911 году Василий Гончаров предложил снять на студии первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», режиссер поехал в Петербург на прием к императору и получил от Николая II деньги на съемку.
В 1912 году на этой же студии вышел первый в мире кукольный мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» режиссёра Владислава Старевича. Он сам сделал куклы из высушенных тел жуков, пластилина и проволоки. Режиссер использовал технику покадровой съемки.
В 1915 году в России появилось еще одно киноателье — «Товарищество
И. Ермольева». Его основал юрист Иосиф Ермольев. В 1916 году в киноателье кинорежиссер и сценарист Яков Протазанов экранизировал повесть Александра Пушкина «Пиковая дама». В картине впервые использовали новые для кинематографа тех лет ракурсы: «субъективную камеру» — взгляд со стороны персонажа, вид сверху. В этом же фильме впервые сняли уличную сцену в павильоне, а не на натуре. Картина стала одной из самых популярных в 1910-х годах.
Киновед Ромил Соболев писал: «“Пиковая дама” — этапное произведение искусства кино, первое достижение русского кинематографа, имеющее мировое значение».
В начале 1920-х Иосиф Ермольев эмигрировал. Он поселился во Франции, где организовал компанию Ermolieff-Cinéma. На ней переводили российские фильмы для иностранного проката. В 1936 году за заслуги в области французской кинопромышленности Ермольева наградили орденом Почетного легиона. Через год он переехал в США, где до конца жизни продюсировал фильмы в Голливуде.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: